За три года массового выпуска нетбуков эксперты выражали различные мнения о будущем рынка традиционных портативных компьютеров. Изначально они опасались, что новый продукт из-за своей низкой стоимости сможет значительно потеснить позиции ноутбуков. Теперь нетбукам предрекают медленную смерть от IPad’а или ультратонких ноутбуков. А производители, в свою очередь, заявляют о сокращении выпуска как нетбуков из-за невысокой маржи, так и ультратонких ноутбуков из-за низких уровней продаж. Постараемся и мы предположить, что же будет происходить на этом рынке в будущем.
Для этого вернемся в прошлое, к моменту создания первого нетбука. А началось всё с того, что компания ASUS при содействии корпорации Intel выпустила мини-ноутбук под названием Eee PC 701, предназначенный для выхода в Интернет «на ходу» и работы с офисными приложениями. Он создавался как идеальный ноутбук для мобильных пользователей и тех, кто хочет всегда быть на связи. Техническая комплектация нового мини-ноутбука была скудной даже для того времени: процессор Intel Celeron M с частотой 900 Мгц, 512 Мб оперативной памяти, 2, 4 или 8Гб флэш-памяти в качестве накопителя и 7-дюймовый экран. Однако при этом он выгодно отличался от своих собратьев малым весом (немного меньше килограмма), возможностью работы в Wi-Fi сетях, длительным временем автономной работы (3,5 часа) и ценой всего в $400. Этого с лихвой хватило, чтобы компактный маломощный и дешевый ноутбук стал хитом продаж.
Ажиотаж вокруг нового продукта подстегнул Intel к дальнейшим разработкам процессоров со сверхнизким потреблением энергии, что в конечном итоге привело ее к практически монопольному господству на рынке процессоров для нетбуков. Дабы обезопасить смежные сегменты рынка переносных компьютеров от быстрорастущего соседа, для нетбуков, разрабатывавшихся на основе платформы Intel Atom, были введены жесткие ограничения: размер экрана - не более 10", объем HDD - не более 160 Гб, оперативная память - не более 1 Гб и т.п. Для конкурентов Intel это был отличный шанс перехватить инициативу и выпустить на рынок собственные процессоры для тех производителей нетбуков, которые не желали мириться с этими ограничениями. Некоторые игроки, включая VIA, NVIDIA, AMD, попробовали им воспользоваться и предложили свои продукты для этого рынка, но что-то не сложилось. Возможно, в планы вмешался Microsoft, введя ограничения на установку своих операционных систем в нетбуки. Сегодня львиная доля нетбуков продается именно с их ОС на борту.
Таким образом, рынок нетбуков повязан по рукам и ногам: с одной стороны – маленькие размеры и вес, с другой – строго заданные технические характеристики, и всё это при низкой стоимости. Весьма ограниченное поле для полета творческой мысли, не правда ли?
Теперь посмотрим на развитие рынка нетбуков. За неполный квартал 2007 года Asus продала 350 тысяч Eee PC. В 2008 продано уже 16,4 млн., в 2009 - 34,1 млн. нетбуков по всему миру.
Из графика отлично видно, что доля нетбуков на рынке переносных компьютеров растет быстрее, чем доля в общей выручке от их продаж. Это объясняется тем, что покупатели часто отказываются от покупки дорогостоящих полноценных ноутбуков в пользу более дешевых компактных нетбуков. Учитывая, что стоимость последних постоянно снижается, общий объем выручки от продаж портативных ПК падает. Таким образом, популярность нетбуков обернулась потерями прибыли: за прошлый год выручка производителей снизилась на 11 %. Даже с учетом кризиса основная вина за это лежит именно на нетбуках.
Подобные тенденции уже заставили объявить Dell и HP о своих намерениях сократить объемы выпуска нетбуков. Большинство вендоров также снизили затраты на НИОКР и маркетинг для этого сегмента рынка. А это значит, что в будущем в данном секторе вряд ли произойдет резкий прорыв в техническом отношении. За прошедшие три года характеристики нетбуков изменялись скорее эволюционно, тогда как производители процессоров направили все свои силы на уменьшение энергопотребления и на борьбу с тепловыделением, отложив рост производительности на второй план. Вполне возможно, это делается намеренно, чтобы в частности защитить сектор дешевых ноутбуков начального уровня и отделить рынок ультратонких моделей.
Что касается пользователей, их во многом не устраивает ограниченная функциональность нетбуков. Они созданы быть вторым или третьим компьютером пользователя и способны замещать обычный ноутбук или настольный компьютер только на время путешествий.
Рассмотрим часть особенностей нетбуков, с которыми пользователи не готовы мириться даже при таких условиях :
Маленький экран. Хотя стандартное разрешение для наиболее распространенного 10-дюймового нетбука – 1024х600 (сравнимо с разрешением обычного ноутбука), расстояние между пикселями его матрицы значительно меньше, что снижает размер изображения. На таком экране далеко не все веб-сайты отображаются корректно. Вполне логично, что за три года существования наметилась тенденция на увеличение экранов в нетбуках от 7" в 2007 году до 10-12" в 2010 году. Агентство DiGitimes предполагает, что 10 и 12 дюймовые нетбуки составят основной сегмент рынка в этом году.
Отсутствие оптического привода. Это дань маленькому весу. При наличии кард-ридеров и USB-разъемов вполне можно обойтись без оптических носителей, в том случае, если есть еще хотя бы один полноценный ноутбук или настольный ПК.
Отсутствие полноразмерной клавиатуры и маленькие устройства позиционирования. Неудобство, продиктованное изначально маленькими размерами.
Слабая производительность. Мощности нетбука с лихвой хватает для простых задач, таких как обработка текста, работа в Интернете, получение почты. А на большее он не рассчитан.
Главными же достоинствами нетбука были и остаются его портативность и цена, точнее, их совмещение в одном устройстве. До появления нетбуков рынок мог удовлетворить спрос либо на дешевые, либо на легкие ноутбуки по отдельности. Конечно, вы можете купить дешевый ноутбук начального уровня, но его будет сложно уместить в дамскую сумочку. Найдете вы и маленький ультралёгкий ноутбук, но обойдется он вам существенно дороже среднестатистического лэптопа. Однако рынок не стоит на месте, и желающим иметь всё и сразу предлагает ряд альтернативных устройств. Способны ли они сместить нетбуки с занимаемых позиций?
Ультратонкие ноутбуки Для тех, кому важен большой размер экрана при неизменно маленьком весе компьютера, производители могут предложить
ультратонкие ноутбуки. Их появление обусловлено созданием специальной платформы и процессоров с ультранизким энергопотреблением. Первую платформу такого рода — CULV (Consumer Ultra Low Voltage) представила компания Intel в 2009 году.
Эти компьютеры несколько больше, чем нетбуки, следовательно обладают большим размером экрана и нормального размера клавиатурой. Они оснащеннее нетбуков, и пользоваться ими удобнее. Ультратонкие ноутбуки по существу обладают почти всеми функциями стандартного ноутбука, при этом они имеют более тонкий и легкий корпус и обеспечивают более длительное время автономной работы.
Массовый выпуск ультратонких моделей произошел во второй половине прошлого года, но уровень их продаж не оправдал ожиданий производителей. Согласно данным Digitimes, доля ультратонких ноутбуков в прошлом году в общем количестве поставок составила лишь 10-15% вместо ожидаемых 20-30%.
Причина такого провала заключается в том, что при схожей цене ультратонкие ноутбуки уступают в производительности обычным ноутбукам из того же ценового сегмента. Так что пока они едва ли они смогут составить конкуренцию нетбукам.
Apple iPad Следующий претендент на долю нетбуков на рынке –
iPad и его клоны, выпуск которых уже анонсировали многие производители компьютеров. Известие от Apple о выпуске iPad обрадовало миллионы поклонников этого бренда по всему миру. Это устройство представляет собой планшетный компьютер без физической клавиатуры, всю лицевую сторону которого занимает экран с диагональю 9,7 дюйма. Объем встроенного флеш-накопителя зависит от модели и составляет 16, 32 или 64 Гб. Цена модели начального уровня с поддержкой WiFi составляет $499. Выпуск iPad с поддержкой сетей мобильной связи третьего поколения (3G) поднимает их стоимость до $829.
Пару слов о недостатках или особенностях: устройство не поддерживает технологию Flash (что ограничивает число просматриваемых веб-сайтов) и многозадачность. Ситуацию обещают изменить с выходом четвертой версии прошивки этим летом.
Но очередь желающих обладать новым гаджетом от Apple не редеет. За первую неделю продажи iPad достигли отметки в 500 тысяч единиц. Это больше, чем Asus смог продать своих Eee PC спустя целый квартал после их релиза. По разным оценкам, на конец года продажи iPad составят от 4 до 11 млн. Для сравнения, за весь прошлый год в мире было продано 3 млн. планшетных компьютеров.
Рост доли планшетных компьютеров на рынке интересен и производителям. При схожей с нетбуками функциональностью планшеты позволяют получить бОльшую маржу.
Смартбуки Есть у нетбуков еще один конкурент, пока не вышедший на массовый рынок –
смартбуки. Смартбук – мобильное устройство, объединяющее черты смартфона и нетбука. Они имеют диагональ от 5 до 10 дюймов, физическую QWERTY-клавиатуру и широкий набор средств связи. Главное достоинство этого устройства — способность держать заряд длительное время.
Смартбуки рассчитаны, во-первых, на владельцев смартфонов, которые хотят увеличить клавиатуру и экран своих устройств, во-вторых, на владельцев нетбуков, которых хотят, чтобы их гаджет мог работать дольше без подзарядки батареи. Еще один немаловажный фактор, который должен обеспечить смартбукам успех на рынке – это их цена. Ориентировочная цена для класса таких устройств – 200 долларов. Но пока всё вышеперечисленное остается только на стадии проектов и единичных изделий, не доходящих до массового потребителя. Компания ABI Research уже прогнозирует грандиозный рост продаж смартбуков: к 2015 году их годовой объем продаж достигнет 163 млн. единиц, но пока в это верится с трудом.
Таким образом, реальную конкуренцию рынку нетбуков в этом году могут составить только iPad и его устройства-клоны. Все остальные устройства решают собственные проблемы: ультратонкие ноутбуки ищут свою нишу и целевую аудиторию, смартбуки адаптируются к массовому пользователю, ноутбуки борются с растущим рынком нетбуков.
Что произойдет, когда на рынок придут устройства-аналоги iPad, а произойдет это к концу текущего года, сказать сложно. Полностью вытеснить нетбуки с рынка они не смогут, так как имеют разные назначения: интернет-планшеты предназначены в первую очередь для развлечения, нежели для работы «на ходу». Хотя возможно, влияние интернет-планшетов уже успело проявиться: январский пресс-релиз нового гаджета от Apple, вполне мог стать одной из причин замедления темпов роста рынка нетбуков в начале этого года.
Каким же представляется будущее рынка нетбуков? Исследовательские агентства сходятся на том, что их продажи будут расти: если iSupply прогнозирует производство 50 млн. нетбуков в год к 2012 году, ABI Reserch говорит о росте продаж до 139 млн. нетбуков к 2013 году. Однако несмотря на радужные прогнозы, в начале года на рынке наблюдалось некоторое замедление спроса.
По сведениям тех же аналитических агентств, темп роста продаж нетбуков на начало 2010 года составлял 33,6 % по отношению к прошлому году. Главная причина такой стабилизации рынка кроется в том, что пользователи не спешат менять ранее купленные нетбуки на новые, т.к. последние не обеспечивают ни значительного повышения производительности, ни увеличения числа дополнительных функций. В будущем подобная ситуация сохранится, поэтому, скорее всего, на смену традиционным нетбукам на рынок придут всевозможные гибриды: нетбук+планшет, смартбуки, о которых речь шла ранее. Подобные устройства уже были представлены на крупнейшей выставки потребительской электроники Consumer Electronics Show 2010 и теперь ждут часа своей реализации на прилавках магазинов.
Появление нетбуков на рынке в свое время произвело настоящий фурор, однако отчасти их успех был связан с изменившейся финансовой ситуацией в мире. С постепенным выходом из кризиса пользователи начинают обращать все больше внимания на производительные и функциональные модели, а нетбукам, скорее всего, уготована участь стать нишевым устройством.
Подготовлено аналитическим агентством Research.Techart (www.research-techart.ru)