По заданным техническим характеристикам и назначению ноутбука у любого крупного бренда можно найти равносильные альтернативы на соизмеримом ценовом уровне. Поэтому сейчас все большее влияние приобретает мнение пользователей конкретных моделей, ежедневно чувствующих на себе достоинства и недостатки приобретенной техники и активно делящихся информацией в сети.
При выборе нового ноутбука потребители зачастую ищут в Интернете отзывы владельцев интересующих их марок. И от того какие комментарии и посты они прочтут, зависит окончательное решение о покупке.
Аналитики Research.Techart провели исследование известных брендов портативных компьютеров, основываясь на отзывах, размещенных на одном из крупнейших российских специализированных порталов в области портативной техники NBPrice.Ru. Ресурс предоставляет своим посетителям возможность не только подобрать ноутбук, учитывая различные технические и ценовые параметры, но и поделиться опытом эксплуатации, гарантийного обслуживания и уровня сервиса.
За последние три года около 16 тысяч владельцев ноутбуков оставили на сайте отзывы о своих моделях по 30 брендам, представленным на российском рынке. Из них были отобраны девять марок, которых посетители портала оценивали чаще всего.
Самыми обсуждаемыми являются ноутбуки ASUS, получившие в период с 2007 года по начало 2010 года 3350 отзывов пользователей, далее следует HP с 2688 отзывами, модели Toshiba имеют 1860 отзывов, Acer - 1473 отзыва, Dell - 1295 отзывов.
За 2007-2009 годы первое место по оценке пользователей занимают портативные компьютеры ASUS (4,4 балла из пяти возможных), далее идут Dell и Toshiba (по 4,39), SONY (4,37), HP (4,34).
На начало 2010 года ноутбуки марки SONY вышли вперед - SONY (4,58), Samsung (4,49), ASUS (4,4), Toshiba (4,34) и HP (4,32).
Рисунок 1. Средние оценки наиболее популярных брендов за 2007-2010 годы (источник: оценка Research.Techart по данным nbprice.ru)
Компания Acer, продажи которой на конец 2009 года занимали 32% российского рынка ноутбуков (ИД «Коммерсант»), показывает средние результаты по пользовательским оценкам, имея от 4,2 до 4,3 баллов. Привлекательные по цене, модели ноутбуков Acer зачастую проигрывают по эксплуатационным качествам и уровню сервиса другим брендам, что четко отражается в многочисленных отзывах. Лучше выглядит серия Aspire One, по которой средний балл выше, чем в целом по Acer, и составляет от 4,67 до 5,0.
Под брендом Acer корпорация вывела на рынок продукты под малораспространенными в России марками E-machines, Gateway и Packard Bell.
E-machines, оцененные пользователями в 4,62 балла, призваны упрочить положение компании в нижнем сегменте рынка (до $1500).
Packard Bell, хорошо известная в Европе и приобретенная Acer в начале 2008 г., должна усилить премиальную линейку корпорации. На текущий момент средний балл линейки Packard Bell составляет 4,67 балла (по результатам обработки 101 отзыва).
Ноутбукам Gateway пользователи отдали 4,61 балл, но пока они имеют всего лишь 22 отзыва, поэтому высокая оценка может не отражать действительного состояния дел.
Высокие доли продаж Asus - 23,6% и HP – 12,7% (данные за конец 2009 года) подкрепляются хорошими оценками пользователей в интервале 4,36-4,4 и 4,25-4,43 балла соответственно. Ноутбуки HP Compaq имеют еще более высокий балл, который колеблется от 4,35 до 4,76 за период с 2007 по 2009 год.
Владельцы ноутбуков SONY также довольны своей покупкой,: средний балл колеблется от 4,37 до 4,58. Однако около 10% потребителей отмечают, что переплатили за бренд премиум-класса, и технические параметры портативных компьютеров SONY при текущей цене их не удовлетворяют.
По брэнду Apple за последние три года на сайте nbprice.ru было зарегистрировано всего 106 отзывов, средняя оценка пользователей составляет 4,31 балла. Невысокий результат объясняется скорее не качественными показателями, а ценой: - культ Apple обходится дорого.
По оценкам пользователей, ноутбуки Samsung показывают хорошие результаты, которые повышаются в среднем на 5,6% ежегодно. Активная маркетинговая деятельность компании, стабильность качества сборки и высокий уровень сервисного обслуживания принесли свои результаты. Особенно выделяются потребителями нетбуки марки NC со средним баллом 4,79.
Хорошие перспективы развития на российском рынке имеют ноутбуки Lenovo, которые пока не так массово оцениваются пользователями, но по величине среднего балла идут наравне с тройкой лидеров рынка: оценки пользователей серии Lenovo ThinkPad достигают 4,44 балла, серии Lenovo IdeaPad - 4,17 балла.
Низкие оценки получили отечественные марки iRU, Roverbook и DEPO. Несмотря на то, что ноутбуки под брендом iRU не продаются с 2005 года, отзывы владельцев со средним баллом 3,93 периодически продолжают приходить на nbprice.ru.
Рисунок 2. Средние оценки отечественных брендов (источник: оценка Research.Techart по данным nbprice.ru)
Ноутбуки отечественной сборки Roverbook и DEPO, как отмечают пользователи, нестабильны по уровню качества. Средние оценки портативных компьютеров Roverbook на протяжении последних лет не меняются и составляют 3,5-3,9 баллов. Ноутбуки DEPO показывают отрицательную динамику, средний балл к началу 2010 года упал до 3,25.
Подготовлено аналитическим агентством Research.Techart (www.research-techart.ru)