Все больше отраслей и направлений в бизнесе присматриваются к VR/AR-технологиям. Но пока для одних дополненная реальность — это излишество, другие вовсю применяют передовые наработки и рациональнее используют ресурсы. Мы поговорили с Дмитрием Кирилловым, президентом Modum Lab и узнали, где не заканчивается VR и как важно не бояться инноваций.
NBPrice.RU: Дмитрий, здравствуйте. Давайте для начала познакомим наших читателей с Вами. Расскажите немного о себе (учеба, хобби и т. д.), когда и почему обратили внимание на направление VR?
Дмитрий Кириллов: Я окончил Санкт-Петербургскую государственную Академию Педиатрической медицины, факультет психологии, «Клиническая психология», но еще со школы начал увлекаться компьютерами интересны при этом мне были не только игры, но и различные пакеты для программирования, моделирования. Помню, со школьным приятелем даже пытались сделать собственную игру.
И не смотря на то, что мой выбор при поступлении в ВУЗ пал на психологию, я самостоятельно активно развивался в сфере информационных технологий.
Получив высшее образование, начал работать в компании, которая разрабатывала Web-сайты и другие Web-системы. И хотя я не стал работать по профессии, знания, которые я получил в ВУЗе в будущем помогли мне понять, как VR/AR могут быть полезны для развития человека, обучения и тренировки.
В сферу технологий и бизнес я пришёл в 2007 году из-за стечения ряда обстоятельств. В один момент мне пришлось уйти с прошлого места работы по найму и я набрался смелости с командой единомышленников открыть свой бизнес. В тот год впервые появилось представление о возможных перспективах работы с новыми на тот момент технологиями, сформировалась первая бизнес-модель IT-компании. Мы занимались разработкой сайтов, приложений и игр, а технология виртуальной реальности тогда была не доступна.
В 2013 году мы поехали на одно из мероприятий, посвященных играм, в США. Там наша команда впервые и познакомилась со шлемом виртуальной реальности Oculus Rift. О VR в России на тот момент почти никто не слышал, но тогда впервые ко мне пришло понимание того, что технологии виртуальной реальности вскоре могут стать новым рынком. Параллель можно провести со взлётом рынка смартфонов: сначала о них мало кто знал, а владели ими - единицы. Позднее широкие пользователи оценили удобство и функционал смартфонов и технологии стали развиваться огромными темпами, устройства появились почти у каждого жителя планеты.
Самое главное, что в техническом плане команда была готова создавать VR/AR-проекты, так как опыт создания 3D-проектов у нас был неплохой. Мы изменили вектор движения бизнеса, но при этом вся команда осталась работать в компании.
Кстати, уже наш первый бизнес-проект -VR-тренажёр по публичным выступлениям - сразу привлёк большое внимание к себе и взял награду в крупном международном конкурсе. Именно в тот момент начала формироваться новая бизнес-модель и понимание где можно эффективно применять технологию.
NBPrice.RU: Скажите, когда и кем была придумана идея проекта «Modum Lab»? Какие изменения привносились в проект с момента его появления?
Дмитрий Кириллов: Компания Modum Lab была создана мной и партнёрами, с которыми на тот момент за спиной у нас был более, чем 10-летний опыт совместного ведения бизнеса. До этого 4 года меня и команду ТОП-менеджеров компании знали, как основателей другой VR-компании, но развиваться мы решили под новым брендом, объединившись с одним из успешных российских бизнесменов. Инвестором стал руководитель биотехнологической компании BIOCAD Дмитрий Морозов. Кроме того, многие крупные ключевые клиенты остались с нашей командой и сотрудничают с нами по сей день.
На момент создания Modum Lab вся команда ТОП-менеджеров имела большой опыт, поэтому бизнес с самого начала был максимально осмысленным, а мы знали, чего хотим. Внутри компании мы собрали и структурировали все наши мысли, компетенции, сосредоточили свои усилия на создании продуктов, формировании ценности услуг VR/AR технологий для клиентов.
За 2 года с 35 человек наша команда выросла до 50 и все они - прекрасные, увлечённые делом специалисты. Сегодня на счету у команды больше 200 реализованных проектов, а среди клиентов компании Газпром нефть, Северсталь, ВТБ, BIOCAD, Сбербанк и другие. Мы предоставляем клиентам полный цикл реализации проектов: от анализа, методической проработки, реализации IT-решений и до его последующего внедрения и поддержки.
Изначально мы специализировались исключительно на реализации проектов для бизнес аудитории и это легко объяснимо: VR-технологии ещё недостаточно распространились среди широкого пользователя и не сильно распространены на массовом рынке. Кроме того, ещё пару лет назад об эффективности виртуальной реальности мало кто знал и технологии были более дорогостоящие в разработке, нежели сегодня.
В данный момент я вижу бОльшую заинтересованность рынка. На тендерных площадках появляются крупные государственные проекты, связанные с промышленностью, детским, корпоративным обучением, маркетингом. Это говорит о том, что отношение людей к VR/AR-технологиям стало более осознанное, серьёзное. Постепенно появляется интерес к инновациям и среди обычных пользователей - педагогов, детей, родителей.
Сегодня внутри компании мы развиваем три направления - Modum Industry, Modum Education и Modum Training. Как видно из названий, первое направление - это решения для промышленных компаний, второе - для детского обучение и третье - для корпоративного.
NBPrice.RU: Каким образом в Вашем проекте используются VR-технологии? Какие услуги или продукты предлагает сегодня «Modum Lab» с использованием VR- и AR-технологий? В каких отраслях сегодня уже активно используют технологии VR/AR?
Дмитрий Кириллов: Как говорилось выше, компания реализовала уже больше 200 проектов.
Наибольшее число проектов специалисты Modum Lab реализовали для бизнеса и корпоративного обучения — интерес в этой сфере очень высок. Например, российское аналитическое агентство KPMG в этом году внесло VR/AR в семерку самых востребованных у B2B-сектора инновационных направлений. При этом, согласно исследованию, почти четверть из ста крупнейших российских корпораций к началу 2019 года уже начали использовать виртуальную и дополненную реальность.
Виртуальная реальность, например, активно применяется в сфере обучения персонала компаний soft skills или “гибким навыкам”. Компании в VR-очках обучают своих сотрудников быть вежливы с клиентами, проявлять участие к проблемам коллег или подчиненных. За возможность поставить сотрудника на место клиента и тренировать навыки общения VR-технологию даже называют “машиной переживаний”. VR не только вызывает у людей сильные эмоции, но и в доступной форме обучает приемам общения с окружающими в сложных или конфликтных ситуациях. Преимущество виртуальной реальности перед другими методами обучения — это практика и мгновенная обратная связь, которая чрезвычайно важна для закрепления результата.
AR и VR компании в связке с другими интерактивными форматами также активно используют при обучении персонала и помощи сотрудникам при работе со сложным и опасным оборудованием. Причем, речь идет не только об обучении с нуля, но и о повышении квалификации. И эти проекты на сегодняшний день — самые востребованные в B2B-секторе.
Виртуальная реальность — отличный способ, чтобы в сжатые сроки обучить сотрудников новой и непростой работе, натренировать выполнять действия правильно. Основные преимущества такого метода — полное погружение в иммерсивную среду, без отвлечения на посторонние факторы, возможность проделать любые действия самостоятельно без рисков что-нибудь реально взорвать или сломать, а также возможность потренироваться в любое время и в любом месте.
Для примера: например, так в компании BIOCAD обучают сотрудников работе со сложным процессом — заправкой биореактора. В виртуальной реальности человек может ошибиться сколько угодно раз, получить обратную связь что он делает не правильно, а вот в реальной жизни цена ошибки будет слишком дорога для компании.
А так сотрудники Газпром нефть — СМ отрабатывают чрезвычайные ситуации
А так Сберанк тренирует навыки эмпатии у сотрудников:
Еще одно очень востребованное направление — это маркетинг и реклама. VR и AR сегодня — это возможность привлечь внимание клиента, дать ему шанс прогуляться по еще не построенной в реальной жизни квартире или примерить новую вещь, не выходя из дома. Отличная возможность выстроить прочную эмоциональную связь между потребителем и компанией. Сегодня у всех на слуху успешные маркетинговые проекты IKEA, Walmart, Timberland, Coca-Cola и ряда других компаний-гигантов.
Например, совсем недавно мы завершили масштабный проект “VR-ипотека” для банка ВТБ (к слову, первая сделка уже проведена! - прим.редакции). В виртуальной среде клиент может прогуляться по еще не построенным квартирам в нескольких российских городах, дистанционно пообщаться с консультантом застройщика и даже оформить ипотеку. Аналогов такому проекту еще не было на российском рынке.
Еще одно перспективное направление, в котором мы сейчас активно развиваемся — детское образование. Здесь мы совместили технологии виртуальной и дополненной реальности с другими технологичными форматами — интерактивными панелями, планшетами, смартфонами. На счету у нас несколько крупных проектов для государственных структур, ВУЗов, школ. В виртуальной среде ребенок может своими руками выполнить сложные и интересные опыты, “познакомиться” с героями давно ушедших времен или прогуляться по лесу с дикими животными. В формате дополненной реальности школьники могут лучше понять предмет, изучив наглядные объемные модели при помощи своих смартфонов и интерактивных панелей.
Видео одного из AR-проектов: https://modumlab.com/portfolio/cases_ar-course-with-smart-board
NBPrice.RU: Какие сферы, на Ваш взгляд, еще не разглядели их потенциал?
Дмитрий Кириллов: Технологии виртуальной реальности уже давно вышли за пределы игровой индустрии и проникли практически во все сферы. И все же это — еще неклассический продукт на рынках, поэтому аудитории нужно рассказывать о технологии, показывать, как это работает.
Сегодня на рынке много компаний, которые только начинают применять VR/AR-технологии, постепенно изучают их и до конца не понимают, как этот инструмент работает. Но есть и компании, которые вместе с разработчиками развивают технологии, способствуют их активному распространению за счет собственных примеров эффективного внедрения.
Например, еще совсем недавно компании активно использовали VR/AR в маркетинге — в основном, для развлечения клиентов, посетителей выставок. При этом говорить о измеримой результативности или о закрытии сразу нескольких задач не приходилось. Сегодня же и разработчики и клиенты выходят на новый уровень применения технологий.
В пример хотелось бы привести проект, который мы реализовали для банка ВТБ — “VR-ипотека”. В формате виртуальной реальности клиенты банка ВТБ могут не только прогуляться по еще недостроенным квартирам, но и пообщаться с виртуальным консультантом застройщика, который в образе бота сопровождает клиента на показе. Кроме того, пользователь может в формате виртуальной реальности максимально приблизиться к процессу выездного показа не выходя из отделения банка или офиса застройщика. В данном случае проект работает и как эффективный маркетинговый инструмент и как полноценный комуникативный канал.
В формате виртуальной реальности людям также предоставляется возможность изучить рынок инвестиций и осуществить вклад. В инновационном формате человек узнает, зачем инвестировать, как делать это правильно, и получает наглядную познавательную консультацию по сложным вопросам без привлечения реального сотрудника, после чего может сформировать свой инвестиционный портфель и открыть реальный инвестиционный счет. Новый маркетинговый инструмент и инструмент взаимодействия с клиентами уже позволил банку привлечь большое количество людей: всего лишь за два месяца работы VR-инвестиции привлекли новых клиентов, которые инвестировали более 45 миллионов рублей. Кроме того, за этот же период в СМИ появилось несколько сотен публикаций о результативности внедрения.
Пока что менее популярными остаются неигровые проекты для B2C-аудитории, но сейчас интерес к этим технологиям растет и здесь. Дело в небольшой распространенности VR-шлемов, а также в недостатке качественного контента.
NBPrice.RU: Расскажите о Ваших планах на ближайшие 1-2 года, как будет развиваться компания?
Дмитрий Кириллов: На сегодняшний день мы являемся одной из крупнейших VR/AR-компаний на российском рынке, мы научились зарабатывать на данных технологиях и выстраивать отношения с ведущими российскими корпорациями. При этом мы — мультипродуктовая компания, мы реализуем сразу множество продуктов и услуг в тех сферах на которых сфокусированы. Развитие компании я вижу в укреплении существующих направлений, их наполнении новыми продуктовыми решениями. Кроме того, мы постоянно изучаем новые возможности применения виртуальной и дополненной реальности, ищем новые ниши, подключаем дистрибьюторов, развиваем сотрудничество с ними.
NBPrice.RU: А на долгосрочную перспективу?
Дмитрий Кириллов: Следующий глобальный шаг — полноценный, осмысленный выход на зарубежный рынок. С этим у нас очень аккуратная стратегия: мы не бежим за границу, сломя голову, а укрепляемся на родном, понятном и знакомом российском рынке, аккумулируем продукты и подходы и после с четко сформулированной стратегией будем выходить на международную арену, иллюзий что там все заработает как на домашнем рынке нет, но мы будем максимально подготовлены.
NBPrice.RU: И, напоследок, наш традиционный вопрос. Давайте немного пофантазируем. Как могут измениться технологии виртуальной реальности, скажем, лет через сто?
Дмитрий Кириллов:Думаю, что уже в годы технология укрепится на массовом рынке и VR-очки станут не чем-то диковинным, уже сейчас есть много устройств по очень доступной цене. При этом я не питаю иллюзий и не буду говорить, что люди будут жить в виртуальной реальности, скорее это станет еще одним инструментом как компьютер или телефон.
Любые технологии развиваются очень стремительно и через сто лет, вероятно, технология очень сильно изменится, выйдет за пределы VR-очков, перейдет в какой-то абсолютно новый формат.
NBPrice.RU: Дмитрий, спасибо за такие развернутые ответы. Желаем дальнейшего развития, интересных проектов и покорения зарубежных рынков.