В настоящее время технические изобретения все чаще входят в нашу жизнь и все более тесно переплетаются с ней. Технология виртуальной реальности уже добралась до сферы искусства, позволяя окунуться в мир Эдварда Мунка или проникнуться Бежином лугом Тургенева в дополненной реальности. Вот уже несколько лет на крупных кинофестивалях можно встретить павильоны, представляющие работы, сделанные с помощью VR-технологий. Одним из ярких представителей данного направления является проект Russian VR Seasons, объединяющий кинематографистов, художников, продюсеров и других представителей творческих специальностей, создающих и популяризирующих проекты в формате виртуальной реальности. Сегодня мы поговорим с креативным продюсером, куратором и художником Russian VR Seasons Денисом Семёновым.
NBPrice.RU: Здравствуйте, Денис! Давайте представим вас нашей аудитории. Расскажите о себе, как вы пришли в мир VR?
Денис Семёнов: Я познакомился с виртуальной реальностью году в 2014. Поскольку я закончил худграф, я сразу придумал проект, связанный с живописью. Это картины, написанные специально для очков виртуальной реальности, в которые можно погрузиться. Потом технология стала развиваться, появились программы для рисования внутри VR, возможность объединять что-то с дополненной реальностью. В современном мире невозможно сказать, что кто-то куда-то пришел: сегодня художник работает с виртуальной реальностью, завтра — какие-то другие медиа использует. Средства нужны для выражения мысли и могут быть разными.
NBPrice.RU: Как образовался проект Russian VR Seasons? Каковы его основные цели и задачи? Планируете ли вы дальнейшее его развитие?
Денис Семёнов: Идею проекта придумал режиссер Георгий Молодцов. Russian VR Seasons задумывался как платформа для создателей контента в виртуальной реальности из России и стран СНГ. Платформа помогает продвигать фильмы на фестивали за границей, например, VR-секции Каннского кинофестиваля, Берлинале. В дальнейшем все будет зависеть от количества подобных проектов в России.
NBPrice.RU: Каким образом в вашем проекте используются VR-технологии? Это работа большой команды или нескольких человек?
Денис Семёнов: Это площадка, которая продвигает проекты, созданные для виртуальной реальности. В проекте занята небольшая команда энтузиастов, как и у многих подобных западных компаний на данный момент.
NBPrice.RU: С Russian VR Seasons вы выступали не только на российских, но и иностранных кинофестивалях. Как относятся за рубежом к вашим фильмам?
Денис Семёнов: Проект изначально задумывался для продвижения контента на зарубежные кинофестивали. У нас были случаи побед на иностранных фестивалях и покупки контента иностранными компаниями. В целом, можно сказать, что мы стараемся быть на уровне.
NBPrice.RU: Есть ли у вас конкуренты на российском рынке или пока данная ниша не заполнена и конкуренция невелика?
Денис Семёнов: В России не так много студий-производителей VR-контента, поэтому открывать подобные площадки не очень выгодно. Я знаю, что пытались открывать VR-кинотеатры для единовременного и индивидуального просмотра VR-контента. В каком-то смысле они являются конкурентами. Конкуренция наступит, когда будет, что делить.
NBPrice.RU: Что необходимо для создания VR-фильма? Может ли это сделать новичок или нужно специально где-то учиться?
Денис Семёнов: Созданию контента в виртуальной реальности пока мало где обучают. В основном необходимы знания программ. Сейчас для VR-рынка важнее быть креативным программистом, нежели режиссером. Программированию можно научиться самостоятельно, на курсах или в университетах.
NBPrice.RU: Расскажите о ваших планах на ближайшие пару лет. Какие задачи ставите перед собой в долгосрочной перспективе?
Денис Семёнов: Мы собираемся дальше развивать и поддерживать интерес к технологиям смешанной реальности, привлекать людей в проекты, участвовать в международных смотрах.
NBPrice.RU: В каких отраслях сегодня уже используют технологии VR/AR? Какие сферы, по вашему мнению, еще не разглядели их потенциал?
Денис Семёнов: В целом VR используется так или иначе почти во всех отраслях, в основном, для обучения. Сама технология пока неидеальная, поэтому, возможно, не всем нравится и подходит. Наверное, в будущем это станет частью жизни каждого человека.
NBPrice.RU: Давайте немного пофантазируем. Как на ваш взгляд будут развиваться технологии VR в искусстве в ближайшие 3–5 лет?
Денис Семёнов: Нужно, чтобы хотя бы одно поколение выросло на этой технологии – тогда будет понятно, как с интернетом. Для искусства виртуальная реальность открывает много нового и это скорее плюс. Думаю, что часть людей, которые сегодня создают какие-то арт-проекты с VR, в будущем будут разрабатывать новый виртуальный мир, в котором будут жить люди. Не уверен, что VR-арт является вообще каким-то отдельным видом искусства. Скорее, со временем технология просто внедрится в существующие направления – современное искусство, живопись, скульптура. Как отдельное направление, можно рассмотреть Tilt Brush-арт — рисование внутри виртуальной реальности, но и оно пока тоже не оформилось в полной мере, не появились свои звезды. Вау-эффект постепенно проходит — уже многие знакомы с технологией и ожидают увидеть внутри виртуальной реальности что-то необычное, какую-то мысль.
NBPrice.RU: Денис, большое спасибо за ответы. Желаем Вам дальнейшего развития, вдохновения и реализации поставленных задач!