Долгое время мы знали Epson как мирового лидера в производстве принтеров, сканеров и проекторов. Но, завоевав место под солнцем в этой нише, компания стремительно осваивает новую — очки дополненной реальности. За последние годы вышло уже несколько моделей Epson Moverio с разным функционалом. Сегодня Epson Moverio BT-300, наряду с новинками Microsoft Hololens и Google Glass 3.0, находится в пятерке лидеров и активно расширяет сферу применения. Так что же такое AR-очки — очередной модный гаджет или то, без чего мы вскоре не сможем обойтись? Как работает магия дополненной реальности и чем она полезна? На эти вопросы для нашей редакции согласился ответить менеджер по продукту Epson Юрий Артюх.
NBPrice.RU: Для начала давайте представим вас читателям. Расскажите, как давно и чем занимаетесь в компании Epson?
Юрий Артюх: Добрый день. Меня зовут Артюх Юрий. В компании Epson я работаю на протяжении 10 лет в должности менеджера по продукту и отвечаю в том числе за развитие такого интересного и бурно набирающего обороты направления как видеоочки дополненной реальности Epson Moverio.
NBPrice.RU: Epson и виртуальная реальность. Как давно в компании обратили внимание на это направление и что стало тому причиной? Какое место занимают в компании разработки данных технологий сегодня?
Юрий Артюх: Для начала предлагаю сразу развести понятия «дополненная» и «виртуальная», поскольку Epson специализируется именно на решениях дополненной реальности.
Итак, VR, или виртуальная реальность погружает пользователя в смоделированную компьютером цифровую вселенную, то есть изолирует его от внешнего мира. Надели шлем — переключились на другую реальность. Технология AR, или дополненной реальности не «отключает» окружающий мир, а лишь добавляет к нему цифровые элементы. К примеру, вы берете в руки телефон, запускаете приложение и через камеру ищете покемона — это и есть дополненная реальность. Другой пример — шлем Тони Старка в фильме «Железный человек», на прозрачный дисплей которого выводятся необходимые данные и показатели.
Компания Epson предлагает очень похожее решение — видеоочки для работы с дополненной реальностью. Мы одними из первых начали разработки в этом направлении и присутствуем на рынке уже более 7 лет. При этом Epson в числе тех немногих производителей, кто выпускает доступные для массового пользователя продукты. Дополненная реальность — одно из самых актуальных направлений XXI века, мы видим востребованность наших AR-систем, и это вдохновляет инженеров Epson на новые разработки.
NBPrice.RU: В 2012-м вы представили миру первые очки дополненной реальности, расскажите, как рынок встретил продукт? А также расскажите про эволюцию очков Epson Moverio с того момента?
Юрий Артюх: Да, первая версия Moverio BT-100 вышла в 2012 году. По задумке инженеров она была ориентирована на профессиональное использование и корпоративных клиентов. К примеру, AR-очками уже тогда заинтересовались авиакомпании — появились идеи, как их использовать для обучения пилотов. В то время они еще не продавались в России, но мы заметили сильный интерес со стороны российских пользователей и уже вторую версию стали поставлять на наш рынок.
Следующая модель Moverio BT-200 получила ряд улучшений, которые превратили ее в удобный гаджет для самых разных задач — от просмотра фильмов до более сложных операций с дополненной реальностью. Мы также были заинтересованы, чтобы новый продукт попал к разработчикам мобильных приложений, для этого в свое время проводили конкурс, и он дал несколько новых интересных идей и познакомил разработчиков с решением Epson.
Через 4 года после выпуска Moverio BT-200 появилась третья версия, где были учтены пожелания пользователей: более эргономичная конструкция, увеличение AR-пространства, легкий вес. Новые дисплеи на базе Si-OLED стали настоящим прорывом и сделали Moverio ВТ-300 самыми легкими прозрачными AR-очками в мире. Благодаря Si-OLED-дисплеям пользователь видит только ту часть изображения, которая необходима, а остальной экран — полностью прозрачен. Проецируемая картинка плавно накладывается на объекты реального мира, создавая так называемый истинный AR-эффект.
На сегодняшний день линейка Moverio охватывает практически все сегменты рынка — у нас есть решения для личного пользования, для корпоративного сектора и даже видеоочки инженерного назначения. А недавно мы презентовали новинку — модель Epson Moverio BT-35E, которую можно использовать в качестве устройства вывода или монитора, подключив к любому устройству через HDMI или USB-C. Продукт пока еще новый, его нет в свободной продаже. В компании фиксируется каждая поставка, мы изучаем область применения, чтобы понимать, в какую сторону его стоит развивать.
NBPrice.RU: Поговорим о тех, кто купил себе очки чисто для повседневного пользования, развлечения. Какие функции сегодня доступны им?
Юрий Артюх: В частном сегменте можно выделить три основных направления: во-первых, это управление дронами. Компания Epson начала сотрудничество с компанией DJI — производителем квадрокоптеров. В результате было разработано приложение DJI GO. Сейчас достаточно надеть очки и скачать это приложение, чтобы одновременно наблюдать за полетом квадрокоптера и видеть четкое изображение с его камеры. Поверх дисплеев можно надеть затемняющую накладку, ее специально сделали для использования в помещениях с ярким светом и для уличного применения. Кстати, решение Epson и DJI отвечает европейским требованиям авиационных агентств для БПЛА, согласно которым аппараты должны оставаться в пределах непосредственной видимости пилота.
Второе направление — это работа с приложениями. Пользовательская версия очков работает на базе Android, и можно установить различные приложения из специального Moverio Apps Market. К примеру, есть приложение, имитирующее управление БПЛА — оно помогает отработать навыки управления перед запуском реального дрона (а он далеко не бюджетный). Также популярно, например, приложение «Звездное небо».
Наконец, третье направление — сфера развлечений: серфинг в интернете, просмотр фильмов. Если смотреть фильмы в AR-очках с затемняющей накладкой, получаешь эффект погружения. Есть и нетривиальные варианты использования, например, скрытный просмотр документов и сообщений в общественных местах. Находящиеся поблизости люди не смогут увидеть то, что отображается на экране очков.
NBPrice.RU: Видеоочки Moverio позиционируются как идеальное решение для создания дополненной реальности в сферах развлечений и образования. Как и в каких еще областях их можно задействовать?
Юрий Артюх: Сегодня Moverio — это, в первую очередь, решение для бизнеса. Два самых актуальных направления: удаленная техподдержка и поэтапная hands-free- инструкция.
Приведу пример: допустим, у вас большая компания с несколькими филиалами по всей стране. И вот в региональном филиале случается форс-мажор. Крутой специалист из головного офиса может потратить несколько часов, чтобы добраться до места аварии. Но мы предлагаем другой выход: региональный оператор надевает AR-очки, а специалист в режиме реального времени видит изображение со встроенной в очки камеры. Он отправляет интерактивные подсказки и направляет действия регионального представителя. Руки местного оператора свободны, все подсказки перед глазами. Шанс оперативно устранить неполадку возрастает в разы.
Есть и другой формат, когда оператор работает с предустановленными руководствами, наглядно показывающими процесс сборки, разборки, обслуживания чего-либо или просматривает заранее загруженные данные. Все необходимое будет в прямом смысле перед глазами и поможет сэкономить средства и время на обучение.
Важно отметить, что возможности очков зависят исключительно от ПО, разработанного под конкретную задачу. Именно поэтому все версии Epson Moverio имеют открытый SDK.
Поскольку Epson Moverio существует на рынке более 7 лет, разработчики поднаторели в создании приложений для разных сфер: архитектура и строительство, охранные системы, промышленность и т.д. Видеоочки внедряются и в медицину — с помощью AR-очков, во время хирургических операций, врач может параллельно следить за показаниями на мониторе, не отвлекаясь от пациента. В промышленности видеоочки позволяют рассматривать приборы и механизмы в 3D-проекции, а в музеях они уже давно используются в качестве виртуальных гидов.
NBPrice.RU: На прошедшем «Иннопроме» компания Epson также демонстрировала специализированную модель Moverio Pro BT-2000. Давайте остановимся на ней поподробней. Чем она отличается от остальных? Где может использоваться и какие задачи решает? Опишите пару кейсов.
Юрий Артюх: Серия Epson Moverio Pro — это видеоочки для профессионального инженерного использования. Сегодня они выпускаются в двух версиях: Moverio Pro Вт-2000 и Moverio Pro ВТ-2200. Разница между ними только в вариантах крепления — ВТ-2200 фиксируется не на голове оператора, а на каске.
Эта профессиональная серия отличается тем, что рассчитана на длительное ношение и жесткую рабочую среду. В очках предусмотрены системы защиты: противоударный корпус, влаго- и пылезащита IP54, сертификация ANSI Z87. У моделей Pro два сменных аккумулятора с функцией горячей замены, вместо тачпада на пульте установлен джойстик, а также есть оффлайн-система управления голосом. Основное же управление осуществляется кнопками, которые удобны даже при работе в перчатках.
За счет равномерного распределения веса и особого крепления в таких очках можно комфортно находиться в течение полной смены 6–8 часов. Они могут использоваться прямо в цехах — например, для скоординированной работы целой команды над одним механизмом.
NBPrice.RU: Если говорить про дополненную реальность в целом, то как работает вся эта магия с технической точки зрения? Где эти технологии наиболее востребованы сегодня?
Юрий Артюх: Для начала создается метка — это может быть любой несимметричный объект: символ, изображение, QR-код, штрих-код, любая картинка. К метке привязывается виртуальный слой. Специальное ПО с помощью встроенных в очки камер и датчиков (акселерометра, гироскопа, компаса и GPS) собирает данные для обработки и анализирует окружающее пространство. Поймав метку, в действие вступают алгоритмы распознавания — они запускают поиск по изображениям в сети, по базам данных. Простые алгоритмы работают с простыми метками, более сложные умеют анализировать фотографии и объекты. Распознав метку, ПО выводит на дисплеи очков соответствующее ей цифровое изображение (виртуальный слой). Цифровой контент «накладывается» на окружающее пространство, дополняя его, отсюда и термин — «дополненная реальность». За счет подачи изображения для каждого глаза создается эффект объемной картинки. Что же касается управления, стартовый экран у очков такой же, как у любого Android-устройства. Запускаете приложение — и вперед.
Пока AR-технологии массово востребованы в сфере развлечений, в образовании и в работе музеев, ими активно интересуются маркетологи, врачи, строители. Как мы уже обсуждали, есть интересные кейсы в производственной сфере. Наконец, управление дронами открывает широкие возможности для журналистики, например, для съемки репортажей и всевозможных обзоров.
NBPrice.RU: Давайте немного пофантазируем, как вы видите будущее технологий, связанных с виртуальной реальностью?
Юрий Артюх: Виртуальная и дополненная реальность — уже часть нашего мира, здесь можно не столько фантазировать, сколько прогнозировать. Эксперты говорят, что к следующему году мировой рынок AR-очков достигнет 10 млрд долларов и будет расти дальше. Возможно, когда-нибудь этот гаджет станет таким же привычным, как ноутбук или смартфон — мы будем смотреть новости в 3D-формате, с помощью объемных изображений выбирать товары в магазине. Кстати, уже сейчас AR-приложение есть у IKEA — покупатели могут сразу увидеть, как мебель будет смотреться в их домах. Все цифровые новинки, которые сегодня мы воспринимаем как часть повседневной жизни, когда-то были фантастикой.
NBPrice.RU: Юрий, спасибо за ответы. Желаем дальнейшего развития и новых интересных задач.