Подпишитесь на еженедельную рассылку
Эл. почта



«Наш experience вызывает сильные положительные эмоции». Интервью с изобретателем подводной VR

2 августа 2019

Теперь в виртуальную реальность можно нырнуть в прямом смысле. В Екатеринбурге разработали и испытали решение по использованию технологий VR под водой, для дайвинга и снорклинга. Редакция NBPrice побеседовала о подводной виртуальной реальности с создателем стартапа VRDiver Алексеем Лысенко.

Как создание клавиатуры и фитнес привели к разработке VR

NBPrice.RU: Алексей, давайте для начала познакомим читателей с вами лично и компанией. Расскажите немного о себе, когда и почему обратили внимание на направление VR? Как давно образовалась компания, кто входит в команду?

Алексей Лысенко: Добрый день. По образованию я математик, окончил матмех УрГУ, потом больше 10 лет работал инженером-программистом в компании «Инфотэкс-АТ», занимающейся железнодорожной тематикой. С детства увлекался моделизмом в разных его формах — делал планеры, вездеходы, клеил и красил масштабные модели, у меня были большие подборки «Моделиста-конструктора», «Техники — молодежи», «Юного техника». В студенческие годы это увлечение было временно позабыто, но я периодически занимался разнообразным ремонтом, ходил ремонтником в горные походы, и навык ручного труда поддерживался. В 2010 году я увлекся идеей создания принципиально новой клавиатуры для мобильных устройств, которая привела к появлению первой компании — «Октодон».

Это были годы напряженного труда и освоения совершенно новых для меня навыков: CAD-моделирования, программирования микроконтроллеров, создания печатных плат. Технически цель проекта «Октодон» была достигнута — мы разработали и продемонстрировали отличные характеристики клавиатуры, но уперлись в слишком нишевый рынок. К тому времени (2014 г.) стало понятно, что мэйнстрим — это умные системы ввода, такие как swype (в 2010 году таких удобных и умных систем и близко не было). Тем не менее, «Октодон» дал мне навыки, без которых работа над техническими проектами сегодня если не невозможна, то, по крайней мере, очень трудна.

Команда «Октодон» принимала участие в международном акселераторе Building Global Innovators (MIT Portugal) в Лиссабоне и Бостоне. Также участвовали и были отмечены на международных и российских конкурсах стартапов — этот процесс научил меня смотреть на идеи с точки зрения не только инженера, но и инвестора.

За темой VR я стал следить в процессе работы над «Октодоном». Еще бы, ведь там так не хватает удобного способа ввода!

Идея же подводной виртуальной реальности пришла во время тренировки в фитнесе — захотелось к расслабленному состоянию тела под водой добавить более эффектную визуальную составляющую, чем плитка бассейна, а потом родилась и идея реализации. Она была так заманчива, что я не смог удержаться от ее проверки. Удивительно, что в 2017 году, несмотря на бурный рост VR в индустрии развлечений, этим никто не занимался. В команде мы сейчас вдвоем — я и Евгения Панасова, основатели «Октодон».

NBPrice.RU: Насколько оказалось трудозатратным с технологической точки зрения реализовать VR под водой? Сколько времени прошло от идеи до работающего прототипа? С какими проблемами пришлось столкнуться в процессе?

Алексей Лысенко: Не зря говорится, что первые 80 процентов работы делаются за 20 процентов времени. Проект стартовал в феврале 2017 г., и уже в июне мы проводили первые тесты системы, которые убедили нас в полной жизнеспособности идеи. Для единичного прототипирования основные проблемы лежали в обеспечении герметичности и надежности конструкции, обеспечении связи между модулями системы (Wi-Fi и Bluetooth под водой не вариант, их хватает на 10–20 см). Доведение системы до годного к прокату вида заняло гораздо больше времени, чем создание первого прототипа, ведь здесь надо думать и о надежности, и об эргономике, и об экономической эффективности продукта.

Как прошли испытания и чем уникальны сценарии VRDiver

NBPrice.RU: В конце июня, судя по страничке компании в Facebook, состоялся первый официальный день тестов проекта VRDiver. Расскажите, как все прошло, какие эмоции испытывали гости?

Алексей Лысенко: На самом деле первые тесты в «Аквасказке» состоялись гораздо раньше, просто не были анонсированы. В «Аквасказке» мы испытываем облегченную модель для VR-снорклинга (плавания с трубкой). Такой аттракцион не требует глубокого бассейна и специального дыхательного оборудования. Мы уже поняли, что он очень нравится и взрослым, и детям. Интересным открытием стал тот факт, что наша система может быть полезна при реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — мотивация к движению в игре очень сильна.

Наш experience вызывает сильные положительные эмоции, тестеры описывают переживания как «удивление», «интерес», «восторг», «азарт». Занятно, что встречаются и противоположные друг другу отзывы: «Ощущения очень реалистичные» и «Это что-то нереальное!».

NBPrice.RU: С точки зрения индустрии развлечения это точно очень сильный experience. Ваше решение новое и уникальное? Или есть еще что-то подобное на мировом рынке?

Алексей Лысенко: Решение действительно уникальное и новое. Сейчас в мире кроме VRDiver есть еще ровно одна компания, американский стартап, который занимается этой темой. Однако плавание, управляемое движениями пользователя, у них не реализовано. Можно только осматриваться вокруг в то время, когда тебя перемещает по заданному маршруту. Прошлым летом мы встречались с их CEO в Европе и обсуждали возможности взаимодействия — у нас более технически продуманное решение.

NBPrice.RU: Какие сценарии на данный момент предлагает VRDiver? В какие миры может погрузиться пользователь?

Алексей Лысенко: Наши сценарии пока больше демонстрационные, позволяющие почувствовать свободу перемещения под водой — можно побывать в сказочной пещере с порталами, в фантастическом инопланетном мире, на футуристической подводной станции. К Новому Году мы написали небольшую игру, где надо собирать огоньки, плавая в загадочном лесу из кораллов и заснеженных елочек. Детям очень понравилось! Уже очевидно, что можно реализовать довольно широкий спектр виртуальных миров для конкретного заказчика.

NBPrice.RU: Какие ограничения к размерам бассейна при использовании технологии? Планируется ли коллективное погружение в виртуальную реальность с возможностью взаимодействия?

Алексей Лысенко: Для снорклинга нужен бассейн диаметром не менее 4 м, глубиной 120-130 см, для детей можно меньше, чтобы было комфортно встать на ноги. Для дайвинга добавляется требование глубины: 2,5–3 метра.

Да, мы безусловно планируем многопользовательский режим игры, и уже движемся в этом направлении.

От игр к реабилитации детей и обучению военных

NBPrice.RU: Отдельно хочется спросить про британский центр VR Therapies. Как получилось, что они обратили на вас внимание? Когда начинали разработку, думали ли вы, что ее можно будет использовать и в терапевтических целях?

Алексей Лысенко: Основатель VR Therapies, Ребекка Джилл вышла на нас через наш «Твиттер» и сайт. Они занимаются интеграцией существующих решений в области VR-терапии, делая их более доступными для малообеспеченных слоев населения, и их очень интересует направление гидрореабилитации. Объективно наше оборудование — наиболее продвинутое в этой области. Кроме того, за тему гидрореабилитации мы зацепились, еще когда начали взаимодействие с екатеринбургским центром «Аквасказка», потому что его посещают и дети с инвалидностью. Следующий запрос на оборудование VRDiver из Англии уже поступил по рекомендации и после тестов VR Therapies.

NBPrice.RU: А в нашей стране какие-нибудь организации проявляли интерес к VRDiver?

Алексей Лысенко: Да, есть интерес — уже упомянутый бассейн «Аквасказка» и некоторые другие частные бассейны, а также екатеринбургский аквапарк «Лимпопо». Вообще стать первым отечественным VR-аквапарком — отличный ход, не так ли? Но пока переговоры с ними идут не быстро, так что вполне может быть, что другой аквапарк перехватит инициативу. Мы открыты предложениям.

NBPrice.RU: Поделитесь планами по дальнейшему развитию вашего проекта VRDiver. Какие задачи ставите перед собой на ближайшие пару лет, а какие в долгосрочной перспективе?

Алексей Лысенко: Сложно планировать «долгосрочную перспективу» стартапа, ведь это все — один сплошной эксперимент. Поэтому только пунктиром, как нам сейчас видится: продажа комплекта оборудования одному из аквапарков, затем старт продаж бассейнам, включая частные (это могут быть бассейны при отелях, санаториях, спортивных центрах и даже личные). После этого, точнее, в параллель, начинать развивать гидротерапию в VR. Это очень перспективная, но вместе с тем очень сложная история, она потребует специальных медицинских исследований.

NBPrice.RU: Если не брать в расчет индустрию развлечений, где, по-вашему, будут иметь наибольший успех технологии VR?

Алексей Лысенко: Мы выделяем два направления: гидротерапию, о которой уже писали выше, и рынок профессиональной симуляции. Системы симуляции подводного плавания интересны, в частности, военным пловцам — это дает возможность отрабатывать операции на труднодоступных объектах, оттачивать навыки ориентации в условиях плохой видимости и т. д. И это не абстрактный прогноз, а вполне реальный интерес, который мы видели на 9-м Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге.

Если говорить в целом про виртуальную реальность, то в мире наблюдается большой интерес к образовательным VR-технологиям и к решениям для организации встреч в VR.

NBPrice.RU: Алексей, большое спасибо за ответы. Желаем успешного развития Вашему проекту, а также новых перспективных идей и их реализации.

Комментарии

Пока нет ни одного сообщения

Добавление сообщения

наверх