Подпишитесь на еженедельную рассылку
Эл. почта



Аналитический отчет об импорте мобильных телефонов в Россию в 1 квартале 2019 года

18 июня 2019

Аналитический центр GS Group провел исследование и предоставил аналитический отчет об импорте мобильных телефонов в Россию в 1 квартале 2019 года на основе подробных данных статистики внешней торговли России.

Общие данные

В первом квартале в Россию было импортировано 11,6 млн мобильных телефонов. Из них 42 процента (6,32 млн штук) составляют смартфоны с расчетной ценой в магазине от 7 тысяч рублей. Ведущая тройка брендов cмартфонов в России остается без изменений: Samsung, Apple и Huawei. Вместе они занимают 85 % рынка смартфонов с ценой от 7 тысяч рублей, причем эта доля выросла по сравнению с аналогичными периодами 2018 и 2017 годов (71% и 76% соответственно).

Весь объем импорта вырос на 15 % (1 кв. 2019 г. к 1 кв. 2018 г.), аналогично в 1 кв. 2018 года прирост был только 4 %. Однако структура прироста меняется: если в 2018 году рынок прибавил по количеству за счет смартфонов, то в 2019 году - за счет кнопочных сотовых телефонов и низкобюджетных смартфонов до 7 тысяч рублей в рознице.

Топ-3

Ведущая тройка брендов смартфонов в России остается без изменений: Samsung, Apple и Huawei. Вместе они занимают 85 % рынка смартфонов с ценой от 7 тысяч рублей, причем эта доля выросла по сравнению с аналогичными периодами 2018 и 2017 годов (71% и 76% соответственно).

Однако в самой первой тройке происходят кардинальные изменения. На первое место по поставкам впервые вышла китайская компания Huawei с объемом поставок в 1 кв. 2019 года 2,6 млн штук. При этом, если корейский Samsung сохранил объемы в 1 кв. 2019 года (2,1 млн штук, прирост 11 % в 2019 г. после снижения на 7 % в 1 кв. 2018 г.), то поставки смартфонов Apple упали почти в два раза (на 46 % до 0,6 млн штук).

Стоит отметить, что из-за торговых войн между США и Китаем производители телефонов стали менять локализацию. Например, если в 1 кв. 2018 года Samsung поставлял 65 % смартфонов из Вьетнама, а 35 % из Китая, то в 1 кв. 2019 г. китайский объем был полностью перекинут на завод в Индии (39 % поставок), в то время как завод Samsung во Вьетнаме сохранил свой заказ для России – 61 % поставок. Apple по-прежнему производит смартфоны в Китае и только собирается идти в Индию.

Ситуация с Huawei

Компания Huawei стала заслуженным лидером в 1 кв. 2019 года по объему импорта смартфонов в Россию, увеличив поставки в 2,5 раза (с 1,1 млн штук в 1 кв. 2018 г. до 2,6 млн штук в 1 кв. 2019 года). При этом в 2018 г. компания также показывала прирост в России: с 0,6 млн штук в 1 кв. 2017 до 1,1 млн штук в 1 кв. 2019 г. Ключевая причина в том, что российские потребители высоко оценили технологичность и надежность смартфонов Huawei при относительно умеренной цене. Налицо переоцененность брендов Apple и Samsung в глазах покупателей в отсутствие ярких прорывных моделей от этих компаний и непростой экономической ситуации в стране.

Из-за давления властей США на компанию и отказа от совместной работы ряда партнеров во 2 и 3 кварталах 2019 года Huawei снова уступит Samsung, но по итогам года восстановит лидерство на российском рынке после выхода собственной операционной системы взамен Android и целого ряда перспективных сервисов для владельцев Huawei.

Ситуация с отказом от сотрудничества с Huawei ряда популярных западных мессенджеров и соцсетей (WhatsApp, Instagram и т.д.) – редкий случай в истории. Фактически данные сервисы добровольно уступают рынок своим китайским аналогам, например, WeChat, которые быстро встанут на новую операционную систему Huawei, а затем и к другим китайским брендам.

Прочие A и B бренды

Позади тройки лидеров также происходит движение. Первым после топ-3 идет Xiaomi, который сохранил свои объемы в 1 кв. 2019 года (486 тыс. штук) после взлета в 1 кв. 2018 г. (со 107 тыс. штук до 491 тыс. штук) и в целом претендует на постоянное членство в топ-5. Также сохранил объемы ASUS (73 тыс. штук) после падения со 164 тыс. штук в 1 кв. 2018 года.

Остальные A и B бренды смартфонов в 1 кв. 2019 года сдают позиции. Поставки Sony снизились со 135 до 40 тыс. штук, что сравнимо с уровнем 2017 года. Поставки ZTE падают в 1 кв. года уже несколько лет (и по итогам года также идет падение): со 195 тыс.шт. в 1 кв. 2017 года до 129 тыс.шт. в 1 кв. 2018 года и, наконец, до 26 тыс. штук в 1 кв. 2019 года. Аналогичная ситуация с LG: если в 1 кв. 2017 года было импортировано 152 тыс. штук, то в 1 кв. 2018 года уже 95 тыс. штук, а в 1 кв. 2019 года – всего 5 тыс. штук.

Занимавшая четвертую строчка по итогам 2018 года компания Nokia в 1 кв. 2019 года сбавила темпы: с 234 тыс. до 15 тыс. штук, что уже не позволит ей вновь обойти Xiaomi по итогам 2019 года. При этом ниже оценочной планки 7000 руб. (включая кнопочные мобильные телефоны) Nokia также постепенно сдает позиции: 4 строчка в 1 квартале 2017 года (463 тыс. штук), 5 строчка в 1 кв. 2018 года и 7 место в 1 кв. 2019 (250 тыс. штук).

Один из лидеров по продажам смартфонов в Китае компания OPPO (входит в китайскую группу BBK Electronics) так и не смогла пока покорить российский рынок: поставки выросли до 19 тыс. штук в 1 кв. 2019 года с 11 тыс. штук в 1 кв. 2018 года. При этом другой бренд – BBK – развивается в России быстрее: импорт смартфонов Vivo вырос в 1 кв. 2019 года с 6 до 43 тыс. штук.

Бренды Meizu и Philips не импортировали смартфоны в Россию в 1 кв. 2019 года, что может говорить об их уходе с российского рынка. Импорт Lenovo также прекратился в 1 кв. 2019 года, однако поставки другого бренда компании – Motorola – составили 9,5 тыс. штук (Lenovo выкупила подразделение Motorola Mobility у Google в 2014 году), что может говорить о стратегии разведения рынков между брендами: Motorola для смартфонов, Lenovo – для ноутбуков. При этом еще в 1 кв. 2017 года поставки Meizu и Lenovo превышали 120 тыс. штук.

В целом китайские бренды все больше захватывают в России рынок дорогих смартфонов. Так, общая доля ведущих китайских брендов (Huawei, Xiaomi, ZTE, Meizu, Motorola/Lenovo, Vivo, OPPO и Oneplus) в сегменте смартфонов от 7000 руб. в 1 квартале 2019 года превысила 51 %, в то время как в 2017 году едва достигала 24 %.

Смартфоны и мобильные телефоны с оценочной ценой в рознице ниже 7000 рублей

В сегменте низкобюджетных смартфонов и кнопочных мобильных телефонов лидеры сохраняют свои позиции с небольшими колебаниями, при этом появилось несколько новых брендов.

BQ (Bright&Quick) увеличил поставки с 415 до 660 тыс. штук, при этом бренд присутствует и выше планки 7000 руб. в рознице. В целом поставки телефонов и смартфонов бренда в Россию растут: с 546 тыс. штук в 1 кв. 2017 г. до 554 тыс. штук в 1 кв. 2018 г. и до 683 тыс. штук в 1 кв. 2019 года (все сегменты).

За BQ следует Texet, который снизил поставки в 1 квартале 2019 года до 585 тыс. штук с 712 тыс. штук в 1 кв. 2018 года (при этом в 1 кв. 2017 года импорт был на уровне 223 тыс. штук).

Сохраняют рост бренды Maxvi (на 10 % до 377 тыс. штук) и Dexp (на 25 % до 332 тыс. штук), в то время как снижают объемы Fly (на 56 % до 255 тыс. штук – все поставки) и Nokia (на 20 % до 251 тыс. штук – сегмент до 7000 руб.).

В данном сегменте происходит драматичная смена лидеров: так, полностью прекратились поставки телефонов индийской Micromax Mobile, хотя в 1 квартале 2017 года их импорт составлял 909 тыс. штук (больше было только у Samsung с учетом всех поставок). Однако появляются новые претенденты на первые позиции: бренды Inoi (российская компания «Иной») и Itel (импортируется компанией «ТФН», которая также поставляет Joys) привезли в Россию в 1 кв. 2019 г. 793 и 361 тыс. штук соответственно, что выводит телефоны Inoi на первое место в низкобюджетном сегменте по крайней мере по поставкам.

Комментарии

Пока нет ни одного сообщения

Добавление сообщения

наверх