Директор центра цифровой трансформации «КАМАЗа» Эльдар Шавалиев представил программу, призванную поставить на новые рельсы всю работу компании и в частности повысить производительность труда.
По требованиям клиента «КАМАЗ» ежегодно выпускает до 800 комплектаций автомобилей. В будущем эта цифра будет только увеличиваться. Требования клиентов изменяются под стремлением оптимизировать свои процессы и подобрать такое техническое решение, которое в наибольшей степени соответствует их задачам.
Ключ к решению этого один – проектировать наперёд модульный автомобиль во всех возможных вариантах его исполнения. Классический подход к проектированию и испытанию, включающий все стадии разработки документации, изготовление прототипов, при таком росте вариантов обладает космической стоимостью. Перевод проектирования и испытания в цифровые решения позволит решить и эту задачу.
На «КАМАЗе» ведётся активная работа по интеграции на нижний уровень, уровень цеха, внедрению MES-системы управления производством. Формируется своего рода цифровой двойник, с помощью которого оптимизируется расстановка оборудования и загрузка персонала. Обязательная составляющая любой программы цифровизации – роботизация. Конкурировать с машиной в вопросах скорости выполнения операций, себестоимости и качества человеку всё сложнее. Постепенный переход на ремонт оборудования с использованием систем предиктивной аналитики позволит повысить надёжность технологических цепочек при сокращении общей стоимости производства.
Помимо этого, меняется и модель продажи автомобилей. Один из трендов − контракты жизненного цикла. Компания несёт ответственность не только за выпуск изделия, но и за поддержание его работоспособности на всём сроке договора. На помощь могут прийти системы мониторинга, данные с которых помогают предсказать время выхода из строя того или иного узла и возможность предложить клиенту проведение своевременного ремонта и выполнения обязательств по договору с максимальной отдачей. Автомобиль становится продуктом, который нужно продавать онлайн. Эта задача подразумевает сквозную систему управления заказами, включая партнёров предприятия − заводы спецтехники.
Создание цифровой платформы, в которой автомобиль является одним из составных элементов интернет вещей, является для «КАМАЗа» следующей важной задачей. С позиции клиентов цифровая платформа представляет собой набор дополнительных сервисов, в основе которых лежат технологии работы с данными. Двигаясь по маршруту, большегруз ежесекундно генерирует огромное количество данных, например, эксплуатационные параметры с бортовых сенсоров, такие как нагрузка на ось, обороты двигателя и геолокация. Обогащение этих данных параметрами эксплуатации из транспортных систем, например, маршрутами и данными о характере груза, а также данными о проведенных ремонтах и обслуживании, могут являться основой для создания тех самых принципиальных новых сервисов.
Существенно повысить качество и скорость принимаемых решений, а также показатели работы поможет цифровая система управления. В рамках этой задачи реализуется ряд проектов по внедрению инструментов анализа данных, включая создание рекомендательных систем в принятие заказа и управлением сроками разработки. Для этого нужно собрать данные о работе компании в одну ячейку, правильно их обработать, скомпоновать и предоставить человеку, принимающему решение.
Как и большинству мировых автопроизводителей «КАМАЗу» ещё только предстоит найти адекватные ответы на глобальные вызовы цифровой трансформации, которая представляется как непрерывный процесс повышения эффективности и поиска новых бизнес-направлений.
По информации Пресс-службы ПАО «КАМАЗ»