Подпишитесь на еженедельную рассылку
Эл. почта



Виталий Фридлянд (компания Fujitsu): Цифровизация – как электричество: мы его не замечаем, но оно присутствует везде

14 мая 2018

Тема цифровой трансформации бизнеса сегодня весьма актуальна — об этом говорят с экранов и из динамиков, пишут онлайн и оффлайн издания. Однако мало кто разбирается в этой сфере и в самом деле понимает, о чем идет речь.

В нашем сегодняшнем материале мы постараемся разобраться с этой непростой темой. Представляем вашему вниманию интервью с Виталием Фридляндом — вице-президентом компании Fujitsu, генеральным директором Fujitsu в России и СНГ.

NBPrice.RU: Добрый день, Виталий. Предлагаю начать с определения понятий, т. к. многим термины «цифровая трансформация», «цифровизация бизнеса» не совсем понятны. Что это такое и почему сейчас так много об этом говорят и пишут?

Виталий Фридлянд: Здравствуйте. Под термином «цифровизация» мы понимаем все те изменения, которые происходят в различных отраслях деятельности человека и связаны с проникновением информационных технологий. Цифровизация – как электричество: мы его не замечаем, но оно присутствует везде. Возьмем, к примеру, биотехнологии. Создание новых лекарств и научные исследования невозможны без применения информационных технологий. Мы можем рассмотреть и совершенно другие сферы – ЖКХ, транспорт, пищевую промышленность, металлургию. В этих сферах значение цифровизации ничуть не меньше.

То, что раньше называлось АСУ ТП перешло в формат автоматического управления процессами и распространилось повсеместно. Все мы знаем электронное правительство. Давно привыкли к электронным государственным услугам или к использованию мобильных банковских приложений. Все это вошло в нашу привычную жизнь. Цифровизация — это проникновение информационных технологий в главную составляющую часть других сфер деятельности человека, предприятия и государства. Она стала определяющей силой, несущую в себе дополнительную ценность в виде прибыли, повышения эффективности или удобства использования тех или иных сервисов.

NBPrice.RU: Какие процессы цифровизации происходят сейчас? Они идут естественным путем, или же компаниям приходится анализировать ситуацию, понимать необходимость трансформации и принимать решение о запуске таких процессов?

Виталий Фридлянд: Решение о цифровой трансформации той или иной компании, прежде всего, зависит от ее бизнес-процессов. Вряд ли в России найдется предприятие, которое не использует электронный бухгалтерский учет.

Некоторые компании уже подошли к той точке невозврата, когда без средств цифровизации они не смогут эффективно работать. Особенно это касается стартапов, которые строят свой бизнес, опираясь на информационные технологии как на фундамент. Банковская сфера опережает другие, т.к. невозможно представить финансовые учреждения без применения специализированных банковских приложений. Это наглядный пример цифровой трансформации целой отрасли экономики.

NBPrice.RU: На Ваш взгляд, правильно ли говорить о том, что «оцифрованные» компании имеют явное конкурентное преимущество перед другими?

Виталий Фридлянд: Нет, очень часто цифровизация – это дань моде. Рассмотрим на примере сети булочных. Предположим, в ней эффективно построены бизнес-процессы, так как применены цифровые инструменты бухгалтерского учета, и выстроена прозрачная система логистики продуктов с отслеживанием груза в режиме онлайн. В этом случае можно уверенно заявить, что предприятие имеет определенное преимущество перед конкурентами, которые всего этого не делают. Но если мы говорим о малом бизнесе, то для булочной на три столика или маленького кафетерия не нужно придумывать дополнительные цифровые инструменты. Следует понимать, что эффективность компании зависит от множества факторов — ее масштаба, рода деятельности, условий рынка, а не только от уровня ее цифровизации.

Для высокотехнологичных финансовых организаций, R&D-компаний, работающих в сфере фармакологии, или компаний, выпускающих индивидуальные лекарства, цифровизация действительно является важным конкурентным преимуществом. Но даже здесь необходимо заранее просчитывать выгоду от ее использования.

NBPrice.RU: На Ваш взгляд, насколько руководители российских компаний понимают необходимость цифровизации бизнеса и готовы вносить, развивать, внедрять новые решения?

Виталий Фридлянд: Россия ничем не отличается от других стран. Если руководитель видит добавленную стоимость от внедрения цифровых технологий, то он пойдет на внедрение ИТ-инструментов независимо от того, в России это происходит или где-то еще. Менеджер всегда должен просчитывать выгоду. Если она есть — нужно брать и делать. Вложив определенные инвестиции в тот или иной ИТ-инструмент, «булочки будут выпекаться» более эффективно или менее эффективно. Уровень проникновения интернета в России очень высок, цифровые технологии распространены повсеместно. Я считаю руководителей российских компаний довольно прогрессивными.

NBPrice.RU: С какими параметрами, направлениями цифровизации возникает больше всего сложностей у компаний (человеческие ресурсы, технологии, внедрение, сотрудничество и т.д.)? Возможно ли успешно проводить цифровую трансформацию, опираясь и развивая лишь некоторые направления?

Виталий Фридлянд: Человеческие ресурсы доставляют больше всего проблем. Уже в середине 70-х годов XX века те информационные технологии, которые мы сейчас внедряем, были очевидны. Но тогда не хватало производительности вычислительных ресурсов, которая есть сейчас. Чего не хватает сегодня? Профессионализма, уровня знаний и прозрачности их применения. Под этим мы понимаем умение просчитать возврат инвестиций на разных временных горизонтах. К сожалению, пока это мало кто умеет делать. В пользу России свидетельствует тот факт, что у нас достаточно подготовленный финансовый и управленческий персонал. Тем не менее, в российской деловой среде присутствует определенная доля консерватизма. Если вы спросите, существует ли она только в России или нет, то я отвечу – она везде. Сейчас это глобальная проблема. В процессе цифровизации все чаще не хватает человеческих ресурсов. Наверное, это вопрос следующего поколения, которое родилось и развивается в среде информационных технологий.

NBPrice.RU: Можно ли выделить компании какой-то определенной сферы, где процессы цифровизации идут более ускоренными темпами по сравнению с остальными, встречают меньше препятствий и т. д.?

Виталий Фридлянд: Коммунальное хозяйство. Я думаю, что это огромное поле деятельности для внедрения информационных технологий. Также можно выделить биомедицину. Продление жизни человека, искусственное выращивание органов и другие научные открытия в этих сферах невозможны без использования современных информационных технологий.

Вряд ли кого-то удивишь применением информационных технологий в энергетике, в перерабатывающей и химической промышленности. Эти отрасли всегда тяготели к использованию передовых разработок, а вот в легкой промышленности или потребительском секторе так было далеко не всегда. Следующая отрасль – образование. Я сам слушаю лекции Принстонского университета и сейчас это обыденность. Тогда как недавно никто не мог и подумать, что высшее образование такого уровня можно получить дистанционно.

NBPrice.RU: Какие решения для бизнеса в области цифровой трансформации сегодня предлагает Ваша компания? Насколько они востребованы?

Виталий Фридлянд: Решения Fujitsu востребованы на разных рынках по-разному. Скажем, у нас есть решения, связанные с гибридными облачными технологиями. В этом случае заказчик строит свое облако со своими приложениями, но базируется оно на инфраструктуре Fujitsu. Мы разрабатываем и прикладные системы: скажем, для агропромышленного комплекса – управление теплицами, робототехнические системы.

Наше преимущество заключается в том, что мы предлагаем заказчику такие системы и оборудование, которые помогут ему решить проблемы его бизнеса. Наш конек – масштабируемые системы. Не каждая ИТ-корпорация имеет в своем портфолио полный спектр решений – от устройств для конечного пользователя до систем уровня крупного предприятия.

NBPrice.RU: Виталий, большое спасибо Вам за интервью. Желаем дальнейшего успешного продвижения и развития в сфере цифровизации.

Комментарии

Пока нет ни одного сообщения

Добавление сообщения

наверх