В начале нового года не лишним будет подвести итоги прошедшего. Как развивался рынок цифровых гаджетов в 2017 году, какие новинки и технологии были представлены пользователям, какие продукты были наиболее востребованы у покупателей — с такими вопросами мы обратились к партнерам портала NBPrice. И сегодня мы представляем вашему вниманию материал, подготовленный аналитиками компании Марвел-Дистрибуция.
Ноутбуки
Рынок ноутбуков растет впервые с 2012 года (если в 2012 году этот сегмент оценивался в примерно 9 млн штук, то в 2013 уже в 7 млн, в 2014 около 5 млн, в 2015 уже всего чуть большее 3 млн, а в 2016 году составлял менее 3 млн штук). Несмотря на то, что рост можно назвать символическим (в пределах 5 процентов), общий рынок ноутбуков в 2017 году составил около 3,5 млн штук. Положительную динамику сегменту обеспечили игровые ноутбуки.
Лидеры здесь по-прежнему MSI и ASUS. Стоит уточнить, что к игровым относятся как устройства, имеющие более мощное и предназначенное для игр «железо», так и попавшие в этот сегмент за счет маркетингового позиционирования. Так вот, даже без учета вторых игровые ноутбуки выросли за год на 80 процентов. Как дистрибутор мы ощутили это на примере MSI — этот вендор показал существенный рост продаж.
Мы отмечаем появление небольшого, но уже заметного рынка так называемых клаудбуков - легких и недорогих ноутбуков с небольшим количеством встроенной памяти (сравнимой по объёму памяти со смартфоном). В этот сегмент активно идут местные производители, которые ранее специализировались на планшетах (IRBIS, Prestigio).
Смартфоны и кнопочные телефоны
Рынок смартфонов продолжает рост и является крупнейшим из всех категорий электроники (в деньгах) для всех участников. В 2017 году по нашей оценке рынок смартфонов превысил 29 млн штук и вырос на порядка 8-10 процентов. Самое больше изменение в этом году – это впечатляющий рост китайских вендоров, в первую очередь Huawei, Honor, Xiaomi, Meizu. Надо отметить и приход в Россию таких гигантов, как Oppo и Vivo.
Технологические новшества 2016 года стали в прошлом году явлением на грани мейнстрима: это, например, двойная камера, безрамочный экран. Еще один тренд – флагманы начали внедрять двухфакторную аутентификацию пользователя – не только по отпечатку пальца, но и по лицу. В 2017 году с распространением Android Pay все чаще модели смартфонов стали оснащаться NFC-чипом, сейчас он есть в трети всех продающихся в России смартфонов. Если в 2016 году поддержка 3G-сети была у половины смартфонов, то в 2017 году сети следующего поколения – LTE или 4G – поддерживают ¾ всех устройств.
Некоторые эксперты прогнозировали существенное падение рынка кнопочных телефонов, однако эти ожидания не оправдались. Рынок снизился всего на 10 процентов и составляет около 10 млн штук.
Планшеты
Этот рынок, к сожалению, показывает отрицательную динамику. В 2017 году падение составило порядка 20 процентов. Тем не менее, сегмент планшетов все еще весьма объемный рынок: это более 3,5 млн штук, где прочные позиции занимает в том числе ряд местных вендоров (Digma, Irbis, Supra).
Аудио
Мы отмечаем существенный рост рынка аудио. Если взять только сегмент мобильного аудио (наушники, гарнитуры, портативные колонки), то он достиг в минувшем году 400 млн долларов, рост к прошлому году составил более 50 процентов (в USD). Особенно можно отметить прекрасные позиции у лидера рынка Harman (бренды Harman Cardon, JBL), а также у набирающих силу в России Marshall и Urbanears.
Дроны
В этом году прорывной категорией на полках розничных магазинов стали дроны – и в первую очередь это касается лидера рынка DJI (доля порядка 70 процентов). Этот вендор популярен за счет возможности съемки 4k-видео, интеллектуальной системы облета препятствий и других технологий. DJI интересен как обычным пользователям, сделавшим бестселлерами дрон Mavic или компактный селфи-дрон Spark, так и корпоративному сегменту (сельско-хозяйственный, строительный, добывающий бизнес), а также государственным структурам, например, для обеспечения общественной безопасности.