В Москве прошла пресс-конференция Минобрнауки РФ, посвященная первым результатам реализации национального приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ». В качестве приглашенных экспертов выступили директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев, директор ассоциации «Национальное общество технологий в образовании» Тарас Пустовой, ректор МИСиС Алевтина Черникова и директор Института дистанционного образования ТГУ Галина Можаева. Участники пресс-конференции обсуждали развитие электронного образования в России и как онлайн-курсы изменяют настоящее и будущее.
«Современный мир становится цифровым, и зачастую цифровые копии определяют реальность – то, как будут выглядеть современное производство, самолеты, «умные» города, мир, в котором мы живем – подчеркнул Александр Соболев. – Если у чего-то нет цифрового аналога, то в будущем, это, скорее всего, существовать не будет. Это означает, что процесс образования тоже должен быть цифровым, должен соответствовать реалиям современного и будущего мира».
Для развития нового типа обучения в 2017 году на базах российских университетов созданы региональные центры компетенций в области онлайн-образования (РЦКОО). В конкурсе участвовало около ста заявок, из которых отобрали 10 лучших. Лидером по числу набранных баллов стал ТГУ.
В ходе пресс-конференции Александр Соболев отметил, что в национальный проект были допущены лишь те платформы и ресурсы, которые соответствуют новому уровню технологий и отвечают самым высоким стандартам качества. Задача региональных центров – тиражировать опыт использования и создания массовых открытых онлайн-курсов (МООК). На сегодняшний день количество онлайн-курсов в России невелико – около 240, примерно полмиллиона слушателей. По плану, за два года реализации проекта национального проекта число МООК должно вырасти до тысячи, количество пользователей – до двух миллионов. А к 2025 году эти показатели кратно увеличатся.
Директор ИДО ТГУ, на базе которого организован Томский региональный центр компетенций в области онлайн-образования, на встрече с журналистами представила опыт Томского государственного университета по продвижению МООК среди студентов и преподавателей.
«Мы ведем работу в трех направлениях, – рассказала Галина Можаева. – Прежде всего, это работа со студентами. Почему сегодня они мало используют онлайн-курсы? Во-первых, потому что не знают об их существовании. Во-вторых, они не знают, что можно прийти с сертификатом к своему преподавателю и перезачесть результаты. В-третьих, студенты недостаточно мотивированы. Задача каждого из региональных центров в своем регионе и в тех, с которыми он работает (а ТРЦКОО охватывает 21 регион), – восполнить дефицит информации и научить потенциальных слушателей пользоваться МООК».
В частности, ТРЦКОО информирует студентов о том, какие существуют платформы, как правильно на них работать, где можно найти нужные ему курсы, как лучше организовать самообучение, чтобы получить и новые знания, и официальный зачет по пройденному курсу. Для этого снимаются анимационные ролики, организован специальный клуб менторов, создан ряд других инструментов.
Еще один крупный блок деятельности ТРЦКОО – работа с преподавателями вузов и ссузов, которых обучают тому, как органично вписывать открытые онлайн-курсы в образовательную программу, помогают осваивать различные методики и выбирать их с учетом специфики предмета.
Как подчеркнула Галина Можаева, далеко не каждый преподаватель должен стать автором онлайн-курсов, но каждый должен их использовать. Тем, кто накопил уникальные знания, обладает креативным мышлением и харизмой, ТРЦКОО помогает разработать собственный курс и его сценарий.
Третье направление, которое уже начал развивать ТРЦКОО, – это работа со школами. Учителей и детей, являющихся потенциальными абитуриентами, тоже нужно готовить к работе с онлайн-курсами. Так, например, один из разъясняющих семинаров сотрудники регионального центра провели в томском Кванториуме. В 2018 году эта работа будет проводиться непосредственно в школах.
«Очень важно, чтобы преподаватели понимали, что сегодня нужно меняться, – говорит Галина Можаева. – К нам приходят студенты, которые рождены и воспитаны в новой цифровой культуре, и с ними нужно разговаривать на их языке. Преподаватель должен уметь и хотеть встраиваться в цифровую эпоху, использовать цифровые технологии».
В 2018-2019 гг. на базе ТРЦКОО 1 200 преподавателей вузов пройдут повышение квалификации в области онлайн-обучения, не менее 16 000 студентов – обучение на онлайн-курсах. Будет создано не менее 30-ти новых онлайн-курсов. ТГУ – один из ведущих вузов России в области онлайн-образования, он успешно создает и реализует МООК на международных и российских образовательных платформах. 45 открытых онлайн-курсов ТГУ размещены на международных и российских платформах
«Открытое образование», Coursera, Лекториум, Stepik, «Образование на русском» и других.
Фото из личного архива Г.В. Можаевой