Подпишитесь на еженедельную рассылку
Эл. почта



Денис Захаркин (VR Concept): Потенциал VR-технологии повсеместно еще не реализован

8 ноября 2017

Дорогие друзья, мы продолжаем публиковать на нашем портале новые материалы по теме виртуальной и дополненной реальности. Представляем вашему вниманию интервью с Денисом Захаркиным, техническим директором и сооснователем компании VR Concept, которая представляет одноименную разработку – российский инструмент виртуального прототипирования, позволяющий компоновать трехмерную функциональную модель изделия.

NBPrice.RU: Добрый день, Денис! Давайте начнем с определений. Расскажите, пожалуйста, что представляют собой три разновидности реальности: виртуальная, дополненная и смешанная.

Денис Захаркин: Здравствуйте! Начнем по порядку, виртуальная реальность — это технология, с которой мы работаем на данный момент. Она представляет собой полностью искусственно созданный мир, в котором объекты зачастую имитируют реальный мир. К примеру, наша среда, в которую погружаются инженерные объекты, представляет собой полностью цифровое трехмерное пространство. По желанию туда можно добавить модели элементов, присущих реальному миру, как было сделано в нашем армейском тренажёре, где мы добавили деревья, траву, блокпост и так далее, чтобы имитировать окружающую среду. Однако быть реалистичным виртуальному пространству совсем не обязательна.

Дополненная реальность позволяет работать с реальным миром, дополняя его. К примеру, мы используем очки, которые показывают нам информацию о видимых в данный момент объектах, или можем добавить объект, например, виртуальную модель кресла, созданную на компьютере, в реальную комнату.

Различие дополненной и смешанной реальности в том, что в последней виртуальные и реальные объекты взаимодействуют. В качестве примера, представьте, что вы работаете с виртуальным макетом рации, но при этом можете взять в руки реальную отвертку и открутить виртуальный винт.

Таким образом, можно сказать, что смешанная и дополненная реальность близки в том, что обе технологии размывают границу между реальным и виртуальным в поле зрения пользователя. Некоторые исследователи считают, что дополненная реальность является типом смешанной реальности, более близким к реальной окружающей среде.

NBPrice.RU: С какими из этих реальностей работает Ваша компания?

Денис Захаркин: На данный момент мы фокусируемся на работе с технологией виртуальной реальности. Наше программное обеспечение позволяет визуализировать САПР данные и работать с виртуальными макетами в любых системах виртуальной реальности, будь то шлем или профессиональная проекционная система типа CAVE (комната виртуальной реальности). Однако в наших ближайших планах расширить возможности нашей программной платформы и выпустить версию VR Concept с поддержкой дополненной и смешанной реальностей.

NBPrice.RU: С чего началась история компании VR Concept? Почему выбрали именно эту нишу — VR/AR?

Денис Захаркин: Компания VR Concept появилась как спин-офф компании VE Group в 2013 году. VE Group, созданная в далеком 2002 году, на тот момент уже длительное время занималась системной интеграцией технологий VR на российском рынке, предоставляя клиентам профессиональные решения для 3D визуализации: комнаты виртуальной реальности, шлемы, периферию и импортное программное обеспечение.

Именно в ходе работы над проектами VE Group у будущих основателей VR Concept впервые появилось понимание того, что в сфере программного обеспечения для виртуальной реальности есть потребности, которые текущие решения не могли удовлетворить. Так возникла идея разработки собственного продукта, который сделал бы виртуальное прототипирование более удобным для использования и при этом дешевле зарубежных аналогов. Продукт был назван VR Concept, а для его разработки была создана одноименная самостоятельная компания.

NBPrice.RU: Какие продукты, услуги, разработки Вы представляете сегодня Вашим заказчикам?

Денис Захаркин: На сегодняшний день компания VR Concept имеет один ключевой продукт – это одноименное программное обеспечение на движке собственной разработки. VR Concept дает возможность промышленным компаниям визуализировать процесс будущего производства, проводить макетные комиссии по согласованию прототипа будущего изделия, обучать персонал работе на сложном и дорогом оборудовании; строительным компаниям — визуализировать будущие строительные объекты в масштабе 1:1 с возможностью походить по ним и посмотреть на увязку инфраструктуры и коммуникаций, отслеживать ход строительства и находить ошибки на ранних стадиях с помощью 3D-сканирования и совмещения полученных результатов (облака точек) с исходной 3D-моделью; образовательным учреждениям — готовить технических специалистов, проектировщиков, а также в целом вовлекать в образовательный процесс и демонстрировать то, что в реальной жизни продемонстрировать сложно.

Это коробочное решение с бессрочной лицензией, которое позволяет работать с программой с одного рабочего места. Если клиент хочет реализовать возможность коллективной работы, то он покупает то количество лицензий, которое ему нужно. У нас есть два типа лицензии, которые отличаются по стоимости: для бизнеса и для образовательных учреждений.

К основному продукту мы также предлагаем ряд дополнительных услуг по желанию заказчика. К примеру, техническую поддержку от специалистов команды VR Concept, разработку решений на основе VR Concept под конкретные задачи, расширение функциональных возможностей, поддержку дополнительных форматов и реализацию сценариев, соответствующих обучающей задаче заказчика.

NBPrice.RU: Есть ли у Вас конкуренты на российском рынке или пока выбранная Вами ниша не заполнена и конкуренция в сегменте невелика?

Денис Захаркин: На самом деле, пока мы можем сказать, что конкурентов в России у нас в своем роде нет. У нас в стране мы – первая компания разработчик подобного решения, да и по сравнению с зарубежными конкурентами у нас есть ряд преимуществ, которые нас выгодно отличают.

К примеру, нас часто сравнивают с Unity и Unreal. Да, с первого взгляда эти компании помогают решать схожие задачи. Однако VR Concept проще в использовании, читает САПР форматы, дешевле. К тому же, если заказчик хочет использовать Unity или Unreal и интегрировать их в свою работу, ему понадобится нанять или организовать отдел программистов, которые будут «писать» программы на этих движках, решающие поставленные перед ними задачи, а это дополнительные расходы и сложности, которых при использовании нашего продукта не возникает.

Поэтому мы и говорим и да, и нет: с одной стороны другие решения существуют, но с другой стороны мы не считаем их прямыми конкурентами тому решению, которое мы предлагаем нашей целевой аудитории.

NBPrice.RU: На Ваш взгляд, как активно будет развиваться рынок VR/AR в России в ближайшие 1-2 года? Ожидаете ли Вы активного развития и появления большого числа компаний, способных «наступать Вам на пятки»?

Денис Захаркин: На наш взгляд, технологии VR в данном вопросе следует рассматривать отдельно от AR. Виртуальная реальность уже давно в поле зрения разработчиков – это зрелая технология. Поэтому многочисленные продукты на ее основе сейчас так стремительно выходят на рынок. AR же в это время еще остается больше экспериментальной технологией, чем прикладной, не достигшей своей зрелости.

Мы ожидаем изменения в восприятии VR технологий компаниями-клиентами – перехода от wow-эффекта к более серьезному и широкому применению в проектировании, обучении, верификации. К примеру, сегодня на конференциях, посвященных виртуальной реальности, больше внимания уделяется маркетинговым возможностям VR. Мы полагаем, что уже в ближайшем будущем внимание к использованию технологии в разработке, исследованиях и других бизнес-процессах будет возрастать.

Если говорить о компаниях-конкурентах, то на данный момент на рынке присутствуют зарубежные аналоги и вряд ли в ближайшее время их станет больше, так как разработка VR продукта на собственном движке очень технологична и имеет большой порога входа.

NBPrice.RU: В каких отраслях сегодня уже используют технологии VR/AR? Какие сферы, на Ваш взгляд, еще не разглядели их потенциал?

Денис Захаркин: Есть множество отраслей, где используются технологии виртуальной и дополненной реальности, растет количество пилотных проектов, потенциальные заказчики рассматривают и апробируют технологию. На выставках к нам подходят представители совершенно разных компаний – медики, учителя, военные, инженеры, менеджеры, кинематографисты – которых объединяет интерес к VR.

Мы видим очень большой потенциал для более широкого применения VR, например, в инженерно-проектировочных бюро, машиностроении и образовании. Первые опыты применения VR и AR в этих сферах были уже давно. Например, в Boeing и Ford виртуальное прототипирование применяют уже более двадцати лет. Но, несмотря на это, потенциал технологии повсеместно еще не реализован.

NBPrice.RU: Пытаетесь ли Вы вести какую-либо информационно-просветительскую работу, чтобы показать людям преимущества технологии и в конечном итоге привести больше клиентов в компанию?

Денис Захаркин: Конечно, мы активно участвуем в отраслевых выставках, где показываем возможности технологии виртуальной реальности. Например, на «Армия-2017» участвовали в дискуссии о необходимости внедрения VR-технологии в армии и вместе к КБ «РБП» демонстрировали тактический пехотный тренажер, позволяющий отрабатывать стратегические навыки совместного ведения боя. На «Нева-2017» вместе с МСС показывали, как VR Concept может решать задачи судостроительных компаний, а на форуме «Город образования» — как виртуальная реальность может применяться в обучении. Кроме того мы участвуем и в зарубежных выставках, таких как Hannover Messe, CeBIT, Laval Virtual.

Также сотрудничаем с детскими Кванториумами, которые знакомят ребят с виртуальным прототипированием, обучая, в том числе, и будущих инженеров, которые будут готовы применять VR в своей работе, закончив в будущем учебные заведения и уже имея привычку к VR технологиям.

И, конечно, даем комментарии и пишем экспертные статьи в СМИ.

NBPrice.RU: Как Вы думаете, какие новые тренды могут появиться на рынке VR/AR в ближайшие несколько лет? Возможно ли появление нового вида технологической реальности?

Денис Захаркин: В ближайшее время нового вида технологии VR/AR ждать не стоит, потому что такие вещи, как, например, воздействие напрямую на нервную систему, конечно, активно изучаются, но это еще очень далеко даже до прототипов. Можно ждать большого количества новых устройств, влияющих на различные органы чувств человека, которые пока мало задействованы в VR\AR, такие как: тактильные ощущения, запахи, вкус. Устройства визуализации будут становиться более лёгкими, беспроводными, простыми и доступными с гораздо более высокими техническими характеристиками.

NBPrice.RU: Если говорить о развитии рынка виртуальной и дополненной реальности в России в сравнении с мировым рынком, Вы можете выделить какие-то интересные тенденции, присущие именно российскому сегменту?

Денис Захаркин: Между российским и зарубежными рынками, конечно, есть несколько различий. Одно из ключевых, именно с точки зрения применения виртуального прототипирования, заключается в том, что «на западе», например, за долгие годы практики была выстроена школа инженерии, которая уделяет значительное внимание минимизации расходов и времени на разработку продуктов. VR в этой среде появился, чтобы ускорить и удешевить работу инженеров, ведь каждая трата на счету, да и времени создавать «лишний» прототип нет. В СССР этому аспекту разработки уделялось не так много внимания, поэтому компаниям сегодня приходится учиться быть быстрее и уменьшать расходы, чтобы быть конкурентоспособными.

NBPrice.RU: Денис, спасибо Вам большое за такие развернутые ответы. Желаем дальнейшего активного развития Вашей компании и реализации новых интересных проектов и идей.

Комментарии

Пока нет ни одного сообщения

Добавление сообщения

наверх