Российская консалтинговая компания BusinessPlanner подсчитала, сколько отечественный потребитель готов заплатить за смартфон. Средняя цена смартфона, продаваемого в России, в октябре 2017 г составила 12 251 рубль притом, что средняя цена за второе полугодие 2016 года равнялась 9500 рублям. Если же абстрагироваться от более дорогих смартфонов iPhone и брать только устройства на платформе Андроид, их средняя цена составила 8 320 рублей.
В 2016 году в России было продано порядка 31 миллионов смартфонов - больше, чем в какой-либо другой стране Европы. Российский рынок вырос за год на 14% в штучном выражении и на 6% в денежном. Успешно росли в прошлом году фаблеты — смартфоны с большим размером экрана — от 5,5 дюйма и выше. Их доля в продажах вырослана 45% по отношению к 2015 году.
В 2017 году 69% продаж смартфонов в России находится в категории до 10 тысяч рублей. Средняя цена смартфона премиум сегмента составила 27 575 р. Отмечается, что наиболее динамично развивается ценовой сегмент среднего класса смартфонов от 10 до 20 тысяч рублей. Доля подобных устройств на рынке в 2017 году вплотную приблизилась к 30%. Подобная динамика связана с существенным ростом продаж гаджетов китайских бюджетных брендов, таких как Xiaomi, Meizu, ZTE, Huawei и Honor. Средняя цена смартфона варьируется в зависимости от региона. От 17 500 рублей в Москве до 8 600 рублей в Приволжском федеральном округе.
Крупнейший региональный рынок смартфонов – московский, в 2017 году демонстрирует существенный спад. Продажи смартфонов в столице сократились на 8%. Всего было продано порядка 1,35 млн. смартфонов на сумму более 23 млрд. рублей. Московский рынок в 2017 г. составил 11% российского рынка, тогда как в 2016 г. Москва занимала 13% от общероссийских продаж смартфонов.
Причин падения позиций Москвы несколько: столица перенасыщена предложением, процент москвичей, у которых есть смартфоны, гораздо выше общероссийского, к тому же в 2016 году активные продажи iPhone создали эффект высокой базы по отношению к 2017 году.
Среди других городов-миллионников больше всего спрос на смартфоны вырос в Новосибирске (+18%), Омске (+17%) и Красноярске (+16%). В рублях лучшую динамику показали Красноярск (+25%), Новосибирск (+23%) и Уфа (+22%). Падение продаж кроме Москвы замечено еще в одном городе-миллионнике – Краснодаре.
Лидерские позиции на рынке сохраняют аппараты Samsung, где средняя цена смартфона составляет 10 505 рублей. Компания занимает почти четверть (23%) российского рынка смартфонов в штуках. На втором месте идет Apple, восстановивший свои позиции после падения продаж в 2015 году (в денежном выражении Apple обгоняет Samsung и занимает первое место). На третье место вышел Huawei, следом идет ZTE, тогда как Sony и HTC серьезно сдали свои позиции.
Китайские бренды активно захватывают российский рынок, отвоёвывая долю у корейских брендов. Средняя цена китайского смартфона в прошлом году составила 5 656 рублей, что гораздо ниже средней цены Samsung. Китайские смартфоны за первые 9 месяцев 2017 г. заняли больше половины российского рынка в штучном выражении. Ожидается дальнейший рост доли товаров из Поднебесной, по крайней мере, до 60% рынка. При этом, средняя цена на них в ближайшее время вряд ли поднимется выше 6 500рублей. За прошедшие несколько лет китайские производители смартфонов добились впечатляющих успехов и теперь их продукция часто не уступает, а по некоторым параметрам и превосходит лидеров рынка по своим техническим характеристикам.
Ключевыми факторами для россиян при выборе смартфона помимо цены являются срок работы батареи, качество и сохранность аппарата для длительного пользования. В Samsung пользователям помимо этого нравятся разрешение экрана и сетевые возможности, а в Apple покупателей привлекают бренд, операционная система и разрешение камеры. В китайских моделях пользователи отдают предпочтение соотношению цена/качество. Китайские бренды второго эшелона успешно конкурируют с большинством брендов первого эшелона, за исключением гаджетов от фирмы Apple. Престиж –основная мотивация покупки смартфона на платформе iOS.
Относительно твёрдыми на российском рынке позиции остаются только у смартфонов iPhone, которые всегда найдут своего потребителя. Доля Samsung продолжит сокращаться за счёт роста китайских смартфонов, которые будут предлагать пользователю всё более качественный товар по конкурентоспособным ценам. Впрочем, Samsung постарается удержать свои позиции в штучном выражении. Всё же бренд в России имеет высокую репутацию за счёт 25-летней истории продаж в нашей стране аудио-, видео- и бытовой техники. Успешная маркетинговая политика, партнерская программа и связи с розничными сетями позволят компании более или менее успешно противостоять китайской экспансии.